eremkin_kub (eremkin_kub) wrote,
eremkin_kub
eremkin_kub

Съезд в детство

6 лет прошло, как не стало бабушки...

Недавно папа съездил в деревню "Кар.гора", где выросла наша бабушка.
Оригинал взят у alexpsw в Съезд в детство
Вчера вечером севшая недалеко кукушка, которая в нашей "евразийской Ойкумене" издревле считалась вестницей, прилетающей из страны ушедших из этой жизни навсегда, - своим появлением и навязчивым кукованием напомнила мне о всё откладываемом написании поста о недавнем посещении "родового места". Что ж, значит Там Свыше - помнят и ждут...
При подготовке к поездке на окружной[ПФО] форум активных граждан "Сообщество", что прошел в Казани 24-24 апреля с.г., - основным аргументом в пользу поездки туда на автомобиле была возможность посетить места, где выросла моя матушка, много жила моя бабушка, да и я сам в детстве проводил там лето. А именно - это русско-чувашская деревня Кар.Гора (сокращенное от "Караульная Гора"), что расположена у реки Большой Черемшан напротив впадения в него речки Менча, а административно относится ноне к Нурлатскому району Татарстана (раньше - Октябрьский район Татарской АССР).
По пути в Казань (а выехал я из Самары ночью с 23 на 24 апреля) уже после самарского райцентра Кошки начал накрапывать дождь, который усилился после проезда уже татарского райцентра Нурлата. Я же не торопясь ехал и вспоминал, как пацаненком, нагруженный висевшими на шее сушками и баранками, то с матушкой, то с бабушкой каждым летом добирались до деревни: вначале рейсовым автобусом с г.Куйбышева до Кошек, потом на сельском ПАЗике от автостанции "Кошки" до ж/д-станции "Погрузная", затем на проходящем пассажирском поезде до ж/д-станции "Нурлат", после чего на рейсовом "ПАЗике", следовавшем по маршруту "Нурлат-Мамыково", доезжали до деревни Кар.Гора[Караульная Гора].

А Природа, словно вместе со мной вспоминая моих бабушку и матушку, слезно сожалела о их уходе и невосполнимой потере, всё наращивая силу дождя.
Подъехав к мосту через реку Черемшан [перед которым - как раз поворот в деревню Кар.Гора], вышел из машины и вздохнул полной грудью воздух своих "детских" мест. И словно оттуда, из моего детства, - через присущий нонешним временам навязчивый запах свежей нефти [там теперь повсюду нефтяные "качалки" "Татнефти"], - донесся запах свежего луга с нотками жизнедеятельности домашней птицы и скота.


Постоял немного у поворота в деревню и дал себе зарок обязательно заехать туда на обратном пути.

И действительно, выехав из Казани после обеда 25 апреля, через несколько часов подъехал к своей деревне, можно сказать "родовому месту". Пр этом уже начиная с с.Мамыково снова пошел дождь. При в целом ясной солнечной погоде именно в этих краях словно повисла дождевая туча.

Завернув с трассы в деревню и немного проехав по асфальту, заехал на улицу-"чувашский конец", знакомую с детства и с тех пор также грунтовую. А земля, я вам скажу, там жирный чернозем. И вот, включив полный привод, не торопясь, скользя по дороге (вернее - направлению к реке Черемшан), по тракторно-внедорожным следам доехал до берега разлившегося Черемшана. Под непрекращающимся дождем подошел к берегу, вспомнил как с ребятней ловили здесь вьюнов, резко выбрасывая речную тину на сушу...


Конечно дома, куда мы когда-то в моем детстве приезжали (а жили там крестная моей матушки и ее младшая сестра - о их непростых судьбах, тесно-трагично связанных с прошедшей Великой Отечественной войной, стоит написать отдельно), с его соломенной крышей, земляным полом и отсутствием электричества - уже давно нет. Но все же решил как-то определиться с местом, где он раньше стоял. К сожалению, вспомнилось только примерно...


Посему решил посмотреть на улицу с задней, огородной стороны, со стороны старого деревенского погоста, расположенного недалеко от крутого в моей памяти берега Черемшана. Заехал в разбитый колеями проулок, подъехал к значительно разросшемуся и изменившемуся деревенскому кладбищу и, оставив автомобиль на свежей отсыпанной гравием дороге, направился к высокому берегу разлившегося весенним половодьем реки Черемшан. Вспомнилось - как на сохранившейся до сих пор сухотравной огромной проплешине мы с азартом выливали живших там своей многочисленной колонией сусликов, как с внутренней опаской подходили мы к крутому берегу реки и как будто с большого высока смотрели оттуда на быстрый Черемшан и впадающую речушку Менчу. Но это так, оставшись в памяти, виделось в детстве. А сейчас оказалось, что и обрыв-то не очень высокий, да и проплешина не такая огромная...



Постоял я на берегу Черемшана и, повернув обратно, почувствовал какую-то внутреннюю тягу - будто кто-то направлял меня зайти на старый погост. Тут, кстати, стоит заметить, что это был вторник 25 апреля, то бишь в православном календаре "Радоница", а у чувашей-"двоеверцев" "Семик" - день, когда поминают своих умерших родственников и посещают их могилы на кладбищах. [Между прочим, "радоница" от "радонеж" - это в прафинно-угорском "место рода"(сакральное родовая местность)].
И в момент моего прохода через ворота кладбища из-за тучи выглянуло солнце, закончился дождь и яркими цветами вышла радуга.

Тут как раз к кладбищу стали подъезжать местные жители, у которых я стал спрашивать насчет своей родни и знакомых из своего детства. Но оказалось, что пришедшие жители или относительно молоды, или недавно приехали, а потенциально одноклассница моей матушки не смогла приехать. Но, тем не менее, походив по старому погосту, увидел знакомые фамилии, но главное - заметил отдельно стоящее, глухо загороженное со всех сторон дерево с лежащими возле ствола пищевыми дарами, и подошел к нему.


И в это время прямо-таки ощутил на себе внимательные взгляды местных жителей, убиравшихся на могилах своих родных. Как сказал выше, весьма древняя деревня Кар.Гора(Караульная Гора - указывает на "компетенцию" местного поселения, в древних временах связанного с караульной службой [на сухопутном торговом пути - перед крупной поселением "Биляр" Волжской Булгарии] и выделяющейся над округой горой над р.Черемшан) - русско-чувашская, со старых времен населенная в основном "чувашами", вроде крещенными в православие, но не забывшими при этом свои древние поверья, и прибывшими позже "русскими"-православными.
Также обратил внимание на весьма необычную форму многих надгробий-"могильных крестов" - более чем полтора-метровый круглый столб-труба с приваренной наверху небольшой площадкой с небольшим православным крестом.

Имея примерный ответ (куда ж деваться от профильных знаний) и насчет дерева [явно сакрального плана] и формы выделяющихся "чувашских" надгробий, задал вопрос об этом присутствующим местным жителям. На что они, кто пряча взгляд, кто глядя с хитрецой, стали уходить от конкретного ответа - типа, так всегда было, да и они ничего не знают.
Но Сакральное надо всегда отделять от Сущего, Профанного. Потому я, сходив к своему авто и взяв в салоне печенюшки, возвратился к сакральному дереву и положил Ему свои дары, поминания своих близких. Внимательно осмотрев это дерево, которое или черешня или крушина, увидел, что это где-то 20-30-летний отросток от огромного корня старого дерева, от которого остался только холм. И ведь припоминаю, что в моем детстве, а это лет сорок назад, - на этом небольшом местном погосте действительно росло большое дерево, имевшее всегда для живших здесь чувашей сакральное значение.

После внутренне-духовного общения у сакрального дерева со своими ушедшими Туда родными, сопровождаемого вдруг сразу громко и красиво запевшими птахами, повернулся к местным жителям. И, следует признать, что отношение ко мне резко изменилось - от настороженности к незнакомцу к позитивно-родному, словно убедились, что "из своих". Разговорились и уже с профильных, "этноконфессиональных" познаний объяснил им необычную форму местных "чувашских" надгробий. Которые исходят из "двоеверия" чувашей, создавая творческий симбиоз, где в надгробии круглый столб - из древний дохристианских "кочевых" поверий (типа - каменных "тюркских/половецких "баб"), а верхняя площадка с православным крестом - указывает на состоявшееся крещение похороненного здесь человека.

Уже позже, обратившись за советом к знающим уважаемым людям, выяснил, что это "чувашское" "двоеверное" надгробие называется "юпа"/"юпа куга" - антропоморфный столб на могиле у чувашей, определенная форма почитания родовых святынь и хранителей, исходящая из культа семейно-родовых предков.

Вот такие впечатления вынес из краткого посещения своего "родового места", в которое несомненно следует будет заехать более основательно. Думаю, что вскоре это реализую...
Tags: Ерёмкин А.И., История одной семьи
Subscribe
promo eremkin_kub august 22, 2016 11:53 5
Buy for 100 tokens
Многие уже эту Ниву видели, начиная с МСЛ. Машину брал под нужны Велосамары на свои деньги (точнее занял деньги у одного очень хорошего человека). Но есть проблема с тем, что машина неукомплектованная. Необходимо: насос ножной (может даже электро); домкрат; балонник крестовой; трос;…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment