eremkin_kub (eremkin_kub) wrote,
eremkin_kub
eremkin_kub

Category:

Отечественные беспилотники: ожидание и реальность

Оригинал взят у krugovoy в Отечественные беспилотники: ожидание и реальность
Оригинал взят у stepandurnev в Беспилотные системы. Экскурсия на одно ижевское производство.
Будущее уже здесь. "Беспилотники" всерьез и надолго вошли в гражданскую сферу. Ижевская компания ООО "ФИНКО" (Группа компаний «Беспилотные системы») производит беспилотные летательные аппараты и предлагает свои услуги по их использованию. Беспилотная система состоит из самого летательного аппарата с полезной нагрузкой (фото- и/или видеокамера, тепловизор), системы запуска (эластичная или пневматическая катапульта), центра управления (переносного ПК), оператора(-ов), программного обеспечения. Полный восторг от увиденного. Это уже не игрушки..


Знакомьтесь, мой друг, картограф-геодезист Денис, уже несколько лет работает в ООО "ФИНКО". Сегодня он покажет весь процесс производства и расскажет о разработках компании. А гордится есть чем. Полетели!


Давайте в начале поговорим о возможностях и результатах работы БПЛА. Для чего вообще нужны такие недешевые (от 1 до 5 млн.р) летательные аппараты на "гражданке"? Всё зависит от полезной нагрузки. Если поставить HD или PAL видеокамеру, то можно с высоты от 50 до 6000 метров (коптеры - до 500 м) дистанционно проводить мониторинг различных объектов и явлений. Например, охотоведам будет интересно в режиме реального времени наблюдать за перемещением животных в степи и подсчитывать их популяцию, нефтянникам и газовикам - контролировать состояние наземных трубопроводов (врезки, утечки) и объектов инфраструктуры, лесникам - выявлять очаги возгорания и места незаконных вырубок, МЧСникам - искать пропавшего рыбака. Если же БПЛА оснастить хорошей фотокамерой, то можно делать снимки местности с разрешением 6000*4000 и на их основе создавать ортофотопланы и 3D модели земной поверхности. Масштаба этак 1:500.

Всё начинается с программы, разработаной специалистами ООО "ФИНКО". В ней прокладывается и, в режиме реального времени, контролируется весь маршрут полёта, который позже можно всегда проанализировать. На скриншоте ниже показан уже произведённый полёт в Западной Сибири. С юридической точки зрения такие полёты не запрещены, если имеют соответствующие разрешения местных органов. Для полёта над стратегическими и военными объектами такого разрешения не получить.


После полёта фотографии скачиваются в ПК и загружаются в отечественную программу Photoscan. На скриншоте ниже показана траектория полета БПЛА и площадь покрытия территории снимками. Каждый синий шарик это один снимок, не участвующий в дальнейшей обработке. Фотографии делаются с большим продольным и поперечным перекрытием между собой (60-80%), т.е. какая-либо точка на земле будет находится сразу на 6-7 снимках в одном направлении, но в разных местах на них.


Очень интересная картинка. Над её созданием мощный компьютер "работал" не один час. Целью этого залёта была подеревная съемка "Козьего парка" в Ижевске. Мы там практику проходили, когда еще в УдГУ учились. Тоже каждое дерево координировали, но наземными методами. Были времена, мда.. Но вернемся к нашим самолетам летательным аппаратам. Что более всего удивительно, так это то, что подобная модель "легко" строится только на основе фотоснимков, без применения лазерного сканирования и наземной привязки.


Supercam S300M ("Буревестник") с толкающим винтом - единственная модель с таким расположением двигателя. Все остальные (S100, S240, S250, S350 и S360) имеют винт спереди. Размах его крыла - 3 метра, взлётный вес - 9,5-11,5 кг ( в т.ч. нагрузка до 2,5 кг), время в воздухе - до 3,5 часов. Запускается только пневматической катапультой. Как и у всех планеров - есть автопилот.


Вот так он выглядит снизу. Спереди расположен отсек для видеокамеры кругового обзора, в центре - отсек для цифровой фотокамеры Sony, под (над - во время полёта) которой расположена двухчастотная двухсистемная GPS антенна Javad. Полный фарш, господа! Справа и слева от них - отсеки для аккумуляторов. На заднем плане виден октокоптер Supercam X8, но о нём чуть позже. Каждый готовый аппарат уже имеет GPS навигатор для ориентирования в пространстве. Он знает своё местоположение и передаёт эту информацию на землю.


Стоить отметить, что все БПЛА этого производителя имеют только электрические двигатели (ДВС не испольуется из принципа), которые питаются от мощных аккумуляторов собственной разработки. Расположены в корпусе БПЛА они попарно. Полной зарядки пары таких аккумов хватает, в зависимости от модели, от 1,5 (S100) до 7 часов полета (S360), для коптеров - до 35 минут. После посадки их можно быстро заменить и оперативно вернуть БПЛА "в строй". Время полёта сильно зависит от погодных условий и заданной высоты. В компании идёт постоянная работа над улучшением аэродинамики аппаратов. Солнечные батареи как элемент питания пока не рассматриваются.


Сам комплекс управления полётом представляет из себя прочный кейс с защищенным ноутбуком марки Getac и радиопередающей аппаратуры для связи. Потеря управления над БПЛА - страшный сон оператора, но такое в принципе почти невозможно. Компьютер располагается в автомобиле в месте взлёта, а антенна с магнитным основанием - на его крыше.


Но возможны и другие варианты - обычные высокопроизводительные ноутбуки. Передача видеосигнала может проходить по технологии Wi-Fi. Видите антенны на корпусах? Дальность офигенная. На заднем плане висят парашюты, на которых все БПЛА, кроме коптеров, разумеется, совершают посадку. У этих даже запасного нет :)


Модуль в видеокамерой стандартного разрешения на 3-х осевой гиростабилизированной платформе позволяет передавать оператору видеосигнал и записывать его. Пример видео с неё можно посмотреть здесь. Знакомые кадры? Прямо как в фильме "Убийца".


Даже не верится, что такой компактный двигатель поднимает весь планер на большую высоту. Две лопасти складывются в покое, а при вращении они распрямляются.


Нижняя часть с открытими отсеками. Полезная нагрузка всегда в центра, а аккумуляторы по бокам. Логично.


Всё производство и офис расположены в одном большом помещении, разделённом перегородками на различные "зоны".


Здесь же находятся стеллажи с готовыми корпусами. Крылья складные для удобства транспортировки к месту взлёта. Основные цвета - серый и оранжевый, но бывает и чёрный.


Центральная часть (фюзеляж) с пустыми отсеками. Как думаете - для чего нижний на фото отсек? Правильно, для парашюта.


Так как у подобных планеров нет хвостового оперения, то они могут маневрировать в воздухе только благодаря двум флаперонам в крыльях. В действие они приводятся небольшими сервоприводами Savox. Импорт, блин.


Переходим в цех производства форм (матриц). Здесь один шумный агрегат с ЧПУ "вырезает" из нескольких склеенных между собой плит МДФ очередную форму для будущего крыла.


Готовая форма для центральной части. Скоро её будут покрывать специальным композитным материалом, а затем покрасят в отдельном цехе.


Почти готовые части крыла. В данный момент два компрессора откачивают воздух из формы. После этого будут поставлены и окрашены внутренние "ребра жесткости" из фанеры. Да, фанера тоже "участвует".


На переднем плане - формы для Supercam X6 - самого компактного и "недорого" коптера. Его размеры - 500*600*160 мм. Дальность полёта - 5 км, взлётный вес - 1,5 кг.


Две основы с двигателями висят на стеллаже в ожидании заказчика.


Дрон X6 в сборе с популярной для таких дел камерой GoPro HERO4. Фотография предоставлена Денисом.


Крепление камеры к гексокоптеру. Теперь можно увидеть все красоты любой местности с высоты "птичьего полета".


Корпус самой легкой модели Supercam S100. Её взлётный вес всего 2,5 кг, в т.ч. нагрузка - 0,4 кг. Размах крыла - 1 метр, радиус действия радиолинии - 50 км, видеолинии - 25 км. Время полёта - до 1,5 ч. Сами корпуса планеров очень лёгкие. Весь вес "съедают" аккумуляторы и нагрузка.


Еще одна фотография "голого" фюзеляжа. Это будущая модель S-240 для аэрофотосъемки, которая предлагается всего за 990 тыс.р.


Крылья и фюзеляжи ждут сборки. Композитный материал, из которого они сделаны, очень прочный и легкий. Однако у заказчиков случаются проблемы - обратите внимание на левый нижный угол фотографии. Крыло поломалось.


Как и обещал, расскажу про самый тяжелый профессиональный мультикоптер. Модель Supercam X8 имеет 8 несущих винтов. Взлетает вертикально, может нести на борту различное оборудование в течение 40 минут. Имеет размеры 1020*1070*420 мм и взлётный вес 8 кг (нагрузка до 1,5 кг!). Да, огромный аппарат, способный в автоматическом режиме совершать облёт местности.


Заметили джойстик справа, рядом с бананом? Он не для игры, а для управления.


Ценник этого октокоптера зависит он нагрузки и начинается от 800 тыс. рублей. Да, как бюджетный автомобиль.


Качество фотосъемки с БПЛА теоретически недоступно космической съемки. И это очень большой плюс. Кликнув, можно увидеть оригинальное фото. Это Нигерия с одного из наших  аппаратов, кстати.


В России есть еще несколько компаний, производящих, продающих и эксплуатирующих БПЛА в различных целях: ижевские "ZALA AERO" и "Ижмаш"-Беспилотные Системы", питерская GeoScan, казанская ЗАО "ЭНИКС", московская ООО "АФМ-Серверс" (Ptero). Об использовании БПЛА в военном деле можно почитать здесь.

Выражаю благодарность директору ООО "ФИНКО" за предоставленную возможность проведения фотосъемки и Кулюшину Денису за экскурсию. Удачи Вам!
Tags: Разное
Subscribe
promo eremkin_kub august 22, 2016 11:53 5
Buy for 100 tokens
Многие уже эту Ниву видели, начиная с МСЛ. Машину брал под нужны Велосамары на свои деньги (точнее занял деньги у одного очень хорошего человека). Но есть проблема с тем, что машина неукомплектованная. Необходимо: насос ножной (может даже электро); домкрат; балонник крестовой; трос;…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments