?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Гитарный концерт памяти А.И. Матяева
eremkin_kub
В ЦТУ СМТЛ 6 декабря состоялся концерт памяти Александра Ивановича Матяева.


1. МАТЯЕВ Александр Иванович – российский гитарист и педагог.  Первые шаги в музыке делал самостоятельно, а затем под руководством И. Воронова. За три месяца экстерном закончил пятилетнюю музыкальную школу в г. Вольске Саратовской области. Под впечатлением от записей игры известной аргентинской гитаристки М. Л. Анидо (с которой впоследствии был знаком лично) решил продолжить свое музыкальное образование и профессио-нально заниматься гитарой.

Весной 1962 года приехал в Москву, где познакомился с Е. Русановым, педагогом училища имени Гнесиных, от которого получил ряд практических советов и несколько уроков. Летом того же года поступил в его класс в училище. После трагической гибели во время гастролей в Минске Е. Русанова, с которым связывал надежду на переход на шестиструнную гитару, был переведен в класс Л.А. Менро и продолжил обучение на семиструнной гитаре. Выступал в дуэте с Б.П.Хлоповским, с которым близко познакомился и сдружился в 1965 г. Дуэт Матяев-Хлоповский был известен не только в столице, но и за ее пределами.

2. Входил в состав правления Творческого объединения московских гитаристов (ТОМГ), позднее был председателем секции классической гитары методического кабинета при отделе культуры Моссовета. В 1966 году был приглашен дирекцией Московского дома народного творчества им. Н.К. Крупской преподавателем 2-х годичных курсов повышения квалификации руководителей кружков при клубах и ДК столицы.

3.В 1966 году (будучи студентом третьего курса училища) стал одним из трех советских лауреатов проходившего в Москве 2-го Международного студенческого фестиваля искусств стран Латинской Америки (от СССР это звание получили также Н. Комолятов и Г. Сечкин).

4. В 1967 г. был приглашен в Государственный центральный музей музыкального искусства им. М. Глинки для ведения гитарных вечеров. В 1968 году после окончания учебы решением Государственной комиссии был распределен в г. Куйбышев (ныне –  Самара), где успешно занимался органи-зационной и просветительской работой, направленной на развитие и преподавание гитарной культуры.

5. А.И.Матяев был организатором и руководителем первого и единственного в то время в Самарской области самодея-тельного ансамбля классической гитары, в репертуар кото-рого входили обработки испанских танцевальных мелодий, русской народной музыки, классические произведения и характерные пьесы. Ансамбль стал дипломантом област-ного фестиваля искусств, а в 1978 году первым из подобных в СССР получил звание «народный».

6. Создал собственную, т.н. «матяевскую» гитарную школу. По словам самого А.И. Матяева, "это довольно жесткая, но эффективная система обучения игре на гитаре. Первый месяц – овладение нотной грамотой, потом практика, 32 урока на классической гитаре, и наконец, совмещение практических занятий с более глубоким изучением теории". В начале девяностых А.И. Матяев составил собственную хрестоматию по игре на гитаре, занявшую 1 место на областном конкурсе педагогических работ, на основе которой и сегодня работают его ученики, занимающиеся преподаванием гитары.

7. Дзех Илья – учащийся детской музыкальной школы(ДМШ) №10, лауреат областных и всероссийских конкурсов.
Педагог – Полбин Виктор Николаевич. Композитор А. Зацепин. «Есть только миг». Обр. А. Матяева.
Фантазия на тему цыганской народной песни «Мардянджа». Обр. Сергея Орехова, редакция для 6-ти струнной гитары – А. Матяева.

8. Бараев Олег – учащийся ДМШ-10, лауреат городских и региональных конкурсов.
Педагог – Полбин Виктор Николаевич.
Вариация на тему русской народной песни «Очи Черные». Обр. С. Орехова, редакция для 6 – ти струнной гитары А. Матяева.

9. Габбасов Раиль – учащийся ДМШ-10, Лауреат Всероссийских и международных конкурсов.
Педагог – Филимонов Анатолий Васильевич.
Вилла Лобос «Шоро»

10. Трио педагогов ДМШ-7 – лауреатов международного Конкурса в составе: Евгений Кубасов, Эдуард Бахтеев, Павел Кирдянов.
Композитор – Е.Кубасов
«Севильская сюита»

11.

12. Сувернев Илья – Самарское музыкальное училище,лауреат Всероссийских и международных конкурсов.
Педагог – Ксенофонтов Валерий Николаевич
А. Иванов – Крамской. Вариации на тему романса А. Варламова «На заре ты ее не буди»

13. Олег Потиченко – студент Самарского музыкального училища, лауреат Всероссийских и международных конкурсов из Казахстана.
Педагог – Пешков Максим Брониславович.
Русская народная песня «Как у месяца», обработка А. Иванова – Крамского.

14. Дуэт гитаристов в составе – Игорь Трегубов и Алексей Кочин.
Преподаватель эстрадного отделения Самарского музыкального училища – Трегубое Игорь Викторович

15. Арина Калмычкова – студентка Самарского музыкального учиилища, лауреат областных, Всероссийских и международных конкурсов.
Класс преподавателя Филипповой Оксаны Николаевны.
Старинный русский романс «Дремлют плакучие ивы», обработка Сергея Орехова.

16. Талаев Никита – студент Самарского педагогического Института.
Педагог – Зюзин Юрий Анатольевич, лауреат международных конкурсов.
«Фантазия Михаила Высоцкого, посвященная любителям гитары.

17. Юрий Зюзин – преподаватель Самарского педагогического института и Самарского института культуры, лауреат международных конкурсов.
Мануэль Де Фалья «Пантомима»
Фаруко «Танец мельника»

18. Виталий Ваньков – студент колледжа при Тольяттинской консерватории, лауреат всероссийских и международных конкурсов, Гран-при на прошедшем недавно всероссийском конкурсе «Созвездие Жигулей».
Класс профессора Эстулина Григория Эдуардовича.
Августин Барриос «Последнее тремоло»
Русская народная песня «Ивушка»
М. Санлукар «Цапатеадо»

19. Гость из г. Тольятти Профессор Тольяттинской консерватории Эстулин Григорий Эдуардович и группа "Арт-экспресс"

20. Образовалась недавно.

21. alexa_samara а ты так умеешь?

22.

23.

24. Григорий Эдуардович вручает грампластинку "Резонанс" своему другу и видеооператору на данном мероприятии.

25. ryzhikovs заинтересует)

26.

27. Фото Александра Ивановича Матяева.

 30.11.2005 16:35,
Ваш верный ученик Александр Иванович,
Ваш последователь – Виктор Лунин:
[Текст]
"Очень скорбно. Сегодняшний день унес жизнь замечательного человека. В 8 часов утра нас покинул Александр Иванович Матяев. До последнего дня он оставался в полном сознании, хотя ему было трудно разговаривать и невозможно передвигаться. На прошлой неделе ему отказались подчиняться ноги. А ещё ранее пропал аппетит. В это время он передал мне два своих переложения, которые оказались последними. Много работы он не успел довести до конца – просто не смог переписать черновики начисто. Среди них были и обработки для двух гитар, замечательная обработка песни «Моя Индонезия», песня из кинофильма «Цыган», переложение польки «Соколова» с нот Сергея Орехова для шестиструнной гитары, и мечта Александра Ивановича – «Цыганочка», а точнее, её концертный вариант для гитары. При мне он своял прекрасные вариации на эту тему, которые думал записать уже давно, но не мог подступиться. Концовка произведения была готова, он сделал её по «Ореховски», оставалось только слепить связки и вариации воедино. Есть варианты цыганочки у Максименко, они изданы, но это просто запись вариантов игры, разрозненное, не цельное произведение. Как Сергей Орехов не записал ноты, исполняя её всегда по-разному, не имел единого решения. Так не успел это сделать и Александр Иванович. Вступление цыганочки – оригинальное. То, что по словам учителя он слышал в детстве, в цыганском таборе, когда тот останавливался в его родном городишке – Вольске. Ночи у костра с цыганами не пропали бесследно. «Я помню этот ход», говорил он уверенно мне, «У Орехова, также было». Он был пропитан духом цыганской музыки. В подтверждение этому приведу слова жены Сергея Орехова – исполнительницы цыганских романсов Надежды Тешининовой. Когда Александр Иванович записал небольшую обработку песни Дохане и сыграл ей, она удивилась – «откуда столь точный мотив?», ведь ранее вообще никто не занимался цыганским наследием, не записывал в нотах, все передавалось «с руки» и имело не один вариант. Стремясь изложить все наработанное за годы жизни, Александр Иванович не щадя себя работал ночи напролет в течении последнего года. По его словам, Цыганочка почти «вытанцо-вывалась», он мысленно уже проигрывал её, оставалось только записать. Но так – трагически окончилась эта история, не удалось закончить большой труд, наследие поколения.

Вчера днем я разговаривал с ним. Прекрасно понимая всю ситуацию, он сказал – так устроен наш мир. На его кровати лежали разорванные от отчаянья рукописные ноты. Он все знал. Я взял его за руку и со слезами стал говорить с ним. «Я тебя понимаю» – ответил он, теперь так…"


P.S. Хотел Вам пару отрывков выложить послушать, но файл звукозаписи не открывается.

  • 1
позировать могу ))) играть нет...

Это почему это?!

Да, Роман, интересное виниловое издание.

Второго не было (( , я спрашивал.

Да я и не претендую, Ром ;)

  • 1