eremkin_kub (eremkin_kub) wrote,
eremkin_kub
eremkin_kub

Category:

История закрытия церкви села Переволоки

Оригинал взят у honzales в История закрытия церкви села Переволоки
На данное расследование меня сподвиг пост  hitmanah по названием Природа в окрестностях села Переволоки:

3. В нескольких десятках метров от беседки находятся руины церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Василия Великого. Здание было построено аж в 1711 году.


4. В ранние годы советской власти Красная Армия проводила карательные операции против прихожан церкви, а в 1936 году было решено ее взорвать. Жители попытались воспрепятствовать, многие были расстреляны и брошены умирать внутри церкви.



5. Некоторое время спустя оставшиеся жители смогли похоронить всех. Рядом с церковью стоит большой крест — это и есть братская могила.



Конечно же, мне стало страшно интересно, что это еще за триллер -  "в 1936 году было решено ее взорвать. Жители попытались воспрепятствовать, многие были расстреляны и брошены умирать внутри церкви."

Скажу сразу -  я не питаю особенных симпатий к коммунистам, не являюсь сторонником методов антирелигиозной борьбы Союза Воинствующих Безбожников и политики ВКП(б) по отношению к церкви - но и не настолько наивен, что б поверить в расстрелы без суда, следствия или решения "тройки" в 1936 году.
Да и в сам факт расстрела в церкви не верится - все-таки в 1936 году в СССР было стабильное государство, а не "Гуляй-Поле" батьки Махно.

Однако, недолго погуглив, я нашел, если можно так выразиться, "оригинал" данного триллера - как и следовало ожидать, данное "церковное предание" можно прочесть на сайте православного радио:

Покровский храм был разрушен в 1936 году. Для этого из Самары в Переволоки прибыл специальный отряд, который нельзя назвать иначе как карательным. Безбожники пошли на немыслимое преступление. Жители посмели возражать против уничтожения церкви, и тогда их согнали внутрь церковного здания и открыли по ним беспорядочную стрельбу. Кто-то сразу был убит, кто-то ранен. Каратели охраняли храм много дней, не давая никому выйти, до тех пор, пока внутри не осталось живых. Сегодня рядом с церковью можно увидеть два креста. Считается, что один из них – высокий, деревянный, стоит на братской могиле мучеников, умерших за веру.

Собственно говоря, лично меня уже давно не удивляет весьма вольное обращение с историей в различных церковных "преданиях", но ведь "пипл хавает" и распространяет подобную информацию ничтоже сумняшеся, вот что удивляет...
Судя по фотографиям церкви, сдается мне, что состояние штукатурки и следов побелки на ней как бы намекает, что здание было разрушено не почти 80 лет назад, а гораздо позже.
В общем, я решил провести собственное расследование, и попытаться найти сведения о судьбе церкви в заслуживающих доверия источниках.

Первым делом выяснил, что в 1936-м году с. Переволоки, то, что стоит на перешейке самарской Луки, относилось к Шигонскому району Куйбышевского края :

С 1928 года в СССР проводилась самая крупная административно-территориальная реформа. На карте страны появилась Средне-Волжская область с центром в г. Самара, в неё вошла территория и Ульяновской губернии. Одновременно был объявлен переход от губернского, уездного и волостного административного деления, на областное, окружное и районное. С 16 июля 1928 года произошло разделение Средне-Волжской области на округа. Был образован и Сызранский округ, в составе которого были образованы Новодевиченский и Шигонский районы.

20 октября 1929 года Средне-Волжская область была переименована в Средне-Волжский край, затем в Куйбышевский край, а 5 декабря 1936 года Куйбышевский край был переименован в Куйбышевскую область


До революции же Переволоки относились к Сызранскому уезду Симбирской губернии - о чем свидетельчтвует, в частности, Военно-Статистическое Обозрение Российской Империи (ВСОРИ).

А вот тут уже начинается интересное - в Самарской губернии есть еще одно село, носившее название Переволоки (или Переволокские хутора), но расположено оно в Безенчукском уезде - и именно там была Церковь Покрова:

В списке на 1890, 1900 гг. значится с. Переволокские хутора Екатериновской как Переволокское Екатериновской волости
...
Покровская церковь в селе была построена на средства прихожан в 1883 г. ее здание было деревянным с деревянной колокольней, холодным и вмещало в себя 200 человек. Рядом находились деревянная церковная строжка и специально отведенное кладбище, обнесенное канавой.
...

В церкви был один престол – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1912 г. была построена новая деревянная церковь взамен ветхой и маловместительной старой. Новая церковь вмещала в себя до 700 прихожан. В документах Самарского губернского правления имеются проект постройки новой церкви в с. Переволокские хутора, докладная записка Самарского губернского инженера П.В.Шаманского в Самарское губернское правление от 16 октября 1912 г. о строительстве церкви в этом селе, а также акт осмотра Губернским инженером построенной церкви.


Как видим - церковь в Переволокских хуторах Безенчукского уезда была деревянной, но носила название во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Ищем далее - и находим диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук Малюковой Э. Д. "Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Советской власти в 1918-1937 гг. : на примере Пензенского края :":

.по всей стране прокатилась волна критика недооценки властями антирелигиозной пропаганды. VI Пленума Куйбышевкого крайкома ВКП (б) от 28 июля 1936 г. также категорически осудил недооценку антирелигиозной пропаганды горсоветами и райисполкомами и предложил «широко развернуть естественнонаучную и антирелигиозную пропаганду»2. Прежде всего, предполагалось ее усиление в связи с продолжением политики закрытия храмов, которые должны были совсем исчезнуть в 1936 г.

Закрытие церквей проходило часто без постановления райисполкома, на различных основаниях. Например, в Сурском районе заведующий здравотделом закрыл церковь в с. Астрадамовке, мотивируя свое решение начавшейся эпидемией в окружных селах. В с. Переволоки Шигонского района местную церковь закрыл заведующий ссыпным пунктом. Председатель Тучкинского сельсовета Телегинского района закрыл церковь, приказав богослужение совершать возле церковной ограды. Дождавшись окончания службы, он оштрафовал священника и верующих за незаконное отправление религиозных треб. Крайисполком признал данные факты вопиющими .

Обычными стали хищения и безобразное отношение к культовому имуществу со стороны властей. В связи с этим верующие буквально завалили крайисполком жалобами4. В ноябре 1936 г. по данным фактам была организована проверка. В результате было установлено, что Бессоновский, Клявлинский и Мокшанский райисполкомы допустили «грубейшие нарушения законов о порядке использования культовых зданий, в установленном порядке не оформлялось закрытие церквей, неправильно использовались закрытые культовые здания и т.д.5 Президиум крайисполкома настоятельно рекомендовал немедленно развернуть, в данных районах массовую антирелигиозную работу. Всем горсоветам, райисполкомам и председателям оргбюро СВБ. Куйбышевской области были даны повторные указания! со стороны облисполкомам разворачивании массовой антирелигиозной работы.

Однако проверка Куйбышевским орготделом состояния дел по вопросам культа в январе 1937 г. показала, что райисполкомы вместо массовой разъяснительной работы по-прежнему использовали административные методы. Так, например, Барышинский, Керенский, Городищенский, Кузнецкий, Нижнеломовский, Пензенский, Лунинский, Николаевский, Сызранский, Чембарский, Башмаковский, Пачелмский, Поимский и д.р. районы так и не выполнили постановлений президиума Крайисполкома от 25 октября 1936 г. «Об улучшении работы по культам». Культовые здания не использовались под культурные учреждения, а занимались под склады и д.р. хозяйственные нужды. В Неверкинским, Борским, Чембарским и- д.р. райисполкомами антирелигиозная работа велась слабо1.

Неудовлетворительной признал работу по вопросам культов в Куйбышевском крае и комиссия при Президиуме ВЦИК СССР2. Не выполнялись требования об изменении внешнего вида закрытых и используемых на другие нужды церквей. В 1936 г. в 80 районах края было закрыто 626 культовых помещений, бездействовало около 733. По пензенскому району к этому моменту было закрыто 30 церквей. Из них 70 % бездействовали .


Про взрыв и расстрелы, как и следовало ожидать - ничего.
Более того, тот факт, что церковь закрыл именно зав. ссыпным пунктом, намекает на то, что здание, скорее всего, было реквизировано для использования в качестве зернохранилища - весьма распространенная в те годы практика.


Во имя кого былв освящена церковь и когда была заложена - пока информации не нашел, но есть подозрение, что Покровской ее считают, путая разные Переволоки...


Update от 11.08.2015:
Все-таки и в с. Переволоки Сызранского уезда Симбирской губ. церковь была Покровской - пруф:
Ф. 32, Оп.32, Д.318, ф32 оп35 д.д. есть мк Покровской церкви по с.Переволоки Сызранского у.
1878, ------- Ф. 32, Оп.32, Д.345
1864-1877здесь Ф. 32, Оп.32, Д.318
это всё ГАСО, не Сызрань

мк - здесь имеется в виду Метрическая книга.

А вот и данные по церкви, источник - «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года» Н.И.Баженова :

194. с. Переволока

при р. Волге

Храм каменный, построен прихожанами при содействии графини Орловой-Чесменской в 1851 г. Престолов в нем два: главный (холод.) в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в приделе (тепл.) во имя св. Василия Великого. Церковной земли З5 1/2 дес. пахотной. Причт состоит из священника, дьякона и псаломщика; дома для них общественные. Прихожан: в с. Пе­револоке (н. р.) в 237 двор. 642 м. и 663 ж.; в дер. Кома­рове (при р. Усе, в 3 вер.; н. р.) в 216 двор. 553 м. и 605 ж.; временно проживающих, в приходе в 21 двор. 37 м. и 46 ж.; всего в 474 двор. 1232 м. и 1314 ж.; сверх того раскольни­ков спасова согласия, неприемлющих водного крещения, в 3 двор. 5 м. и 9 ж:. Церк.-приход. попечительство существует с 1876 г. Школ две: земская в селе, существует издавна, и церк.-приходская в дер. Комаровке, открыта в 1896 г., помещается в собственном здании. Ближайшия села: Рязань в 8 вер. и Печерское в 10 вер. Расстояние от Симбирска 155 вер., от Сызрани 50 вер., от Переволокского (в с. Печерском) волост. правд. 10 вер. Почтов. адрес – г. Сызрань.


В общем, вердикт такой - в Викимапии правильно указано только название церкви - всё остальное, включая дату постройки - "легенды, сказки, тосты" (с).
Относительно тезиса "в ранние годы советской власти Красная Армия проводила карательные операции против прихожан церкви"  можно предположить, что речь идет о разгроме отрядами Губ. ЧК и регулярными частями Красной Армии Чапанного восстания в марте 1919 года,
Однако в данном случае речь вовсе не шла об антирелигиозных мотивах расправы и/или направленности репрессий против прихожан или церкви - причиной восстания было отношение крестьян к продотрядам, продразверстке и политике "военного коммунизма", а сами большевики считали операцию "
подавлением кулацкого мятежа".

5 марта 1919 года в селе Новодевичье Сенгилеевского уезда Симбирской губернии жители собрались на сход, на котором отвергли продразвёрстку, выступив против многочисленных реквизиций и принудительной мобилизации на Восточный фронт (Колчак в то время двигался на Уфу). Сход, в котором участвовало несколько тысяч жителей села, стал толчком к переходу от отдельных крестьянских бунтов к организованному сопротивлению.

В близлежащие уезды и волости, а оттуда по сёлам из Новодевиченской волости распространялись воззвания с просьбой о поддержке восстания крестьян. Вот только одно из них, адресованное Аскульскому сельскому совету Ставропольского уезда. «5–го марта с.г. – говорится в послании, - в Новодевиченской, Ягодинской, Бектяшинской и других волостях произошли крестьянские восстания против насилий вооружённых отрядов в отбирании у крестьян хлеба, скотины и даже кур. Ввиду чего крестьяне, не стерпя этих насилий, восстали и обезоружили несколько отрядов. Все мобилизованные солдаты этих отрядов примкнули к крестьянам, поэтому просим всех крестьян и солдат поддержать крестьянское восстание и вести всеобщую борьбу с тем, чтобы стереть с лица земли коммуннистическое насилие. Просим воззвание распространять по соседним сёлам и волостям». Надо отметить, что это воззвание подписано не какими-то кулаками, эсерами или контрреволюционерами, а председателем сельского совета села Мазино Новодевиченской волости Архиреевым и секретарём Свистуновым.

Вооружённые вилами, топорами, палками, а также берданками и «трёхлинейками» «чапаны» захватили значительную часть Сенгилеевского, Мелекесского, Сызранского уездов. В освобождённых сёлах они разгоняли комитеты бедноты, из местных Советов изгоняли коммунистов.


Что касается намерений взорвать церковь в 1936 году и расстрела прихожан в церкви - то это чистой воды фольклор, ИМХО.


Источники:

Н.И. Баженов - "СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СОБОРОВ, МОНАСТЫРЕЙ, ПРИХОДСКИХ И ДОМОВЫХ ЦЕРКВЕЙ СИМБИРСКОЙ ЕПАРХИИ ПО ДАННЫМ 1900 г." - можно скачать на сайте Государственного архива Ульяновской области

Одинцов М.И. — Государство и церковь. (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.) Скачать
Tags: Тур по Краю ("Le tour de Region")
Subscribe
promo eremkin_kub august 22, 2016 11:53 5
Buy for 100 tokens
Многие уже эту Ниву видели, начиная с МСЛ. Машину брал под нужны Велосамары на свои деньги (точнее занял деньги у одного очень хорошего человека). Но есть проблема с тем, что машина неукомплектованная. Необходимо: насос ножной (может даже электро); домкрат; балонник крестовой; трос;…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments