eremkin_kub (eremkin_kub) wrote,
eremkin_kub
eremkin_kub

Отношение Рунета к НКО

В проведенном Subscribe.Ru онлайн опросе, посвященном общественным и некоммерческим организациям (НКО), приняли участие 1827 респондентов, представляющих активную (недельную) российскую интернет-аудиторию. Участники опроса продемонстрировали более высокий уровень информированности о НКО на фоне остального населения России. Выражение "некоммерческая организация" хорошо знакомо 54% участников онлайн опроса, тогда как в проведенном Левада-центром опросе по общероссийской выборке эта доля составляет лишь 16%. Что-то слышали об НКО 37% участников онлайн опроса, против 52% опрошенных Левада-центром. Ничего не слышали о НКО 7% и 29% соответственно.

Однако 33% участников нашего онлайн опроса ничего не знают, а 30% лишь "краем уха" наслышаны о конкретной деятельности НКО в регионе своего проживания. Поэтому, наиболее осведомленной частью российской интернет-аудитории можно считать лишь 13% тех, кто сталкивался с деятельностью НКО в своем регионе - то есть, в течение последних 5-ти лет помогал или участвовал в деятельности каких-либо общественных неправительственных, негосударственных организаций, а также 16% тех, кто определенно знает о таковой деятельности. Еще меньшему числу российских интернет-пользователей лично когда-нибудь помогали какие-либо общественные неправительственные, негосударственные организации. Только 3% получали материальную (деньгами, вещами), 5% - нематериальную (консультации, юристы) помощь, а еще 3% - оба вида такой помощи.

Среди тех, кто за последние 5 лет участвовал в деятельности НКО, преимущественными формами участия были волонтерская работа, то есть, бесплатная работа в общественных организациях (50% от числа участвовавших), поддержка благотворительных акций - концертов, выставок, лотерей, аукционов (37%), распространение информации о деятельности общественных организаций (32%), денежные взносы и иная материальная помощь (26%), а также работа на общественные организации за собственное вознаграждение (21%).

Повышению уровня информированности о НКО мешают непрозрачность их деятельности, недостаток публикаций в СМИ, связанных с разъяснением особенностей их деятельности, их роли в развитии общества, а в последнее время - негативное отношение со стороны государства, контролируемых им СМИ. Кроме того, еще достаточно распространено представление о том, что деятельность НКО направлена на личное обогащение и служит частным или корпоративным интересам. Данные предположения подтверждаются тем, что немалая доля респондентов считают, что НКО создаются для решения отдельных задач, удовлетворяющих личные интересы их руководителей, учредителей (37%), оказывают услуги и помощь только собственным участникам, членам (30%), лишь "выбивают" гранты для себя, но их деятельность для большинства граждан не заметна и не важна (35%).

Лишь 27% опрошенных допускают, что НКО в России используются иностранными спецслужбами для деятельности, направленной против интересов государства. Тем не менее, большинство опрошенных поддерживают ужесточение российского закона о некоммерческих организациях, а именно - требование, чтобы те из них, которые получают средства из-за рубежа, регистрировались в качестве "иностранных агентов" (69%), а также жесткие санкции вплоть до ликвидации НКО, которые не желают подчиниться этому требованию (71%).

При существующем уровне осведомленности и вовлеченности вряд ли правомерно делать вывод о наличии устойчивого отношения к НКО. Только 46% среди всех участников онлайн опроса (и не менее 52% среди назвавших себя осведомленными по части НКО) смогли дать формально правильное определение НКО - организация, не имеющая целью извлечение прибыли, не занимающаяся бизнесом, коммерцией, торговлей. Наряду с этим общественное мнение о НКО существует в форме неясных представлений и интуитивных оценок, когда под некоммерческими организациями респонденты подразумевают любые организации, существующие на частные пожертвования, взносы членов и/или спонсоров, гранты (14%), просто не государственные, не бюджетные организации, включая частные предприятия (8%), занятые политической или правозащитной деятельностью (8%), благотворительные, в том числе, религиозные организации, занятые социальной помощью (6%) или даже государственные, муниципальные учреждения, финансируемые из федерального или местного бюджета (6%). Такие ассоциации свидетельствуют о том, что российские интернет-пользователи не до конца разбираются в институциональных особенностях НКО.

В целом же отношение к некоммерческим организациям со стороны российских интернет-пользователей остается противоречивым. Деятельность НКО в их сознании связывается, в первую очередь, с решением социальных вопросов и защитой прав граждан. Около 29% опрошенных видят главное назначение НКО в России в том, чтобы оказывать непосредственные услуги обществу - помогать уязвимым слоям населения, способствовать развитию культуры и образования и т.д. Напротив, 9% настаивают на приоритете защиты прав граждан. Но большинство опрошенных (43%) считают оптимальным для НКО сочетание социальной работы и правозащитной деятельности.

Российские интернет-пользователи считают приоритетными те направления деятельности некоммерческих организаций, которые, во-первых, касаются наиболее острых социальных проблем, а с другой – наиболее широких слоев населения. Основными направлениями деятельности НКО в России респонденты считают помощь социально уязвимым слоям населения (64%) и правозащитную деятельность (49%), защиту общественных интересов и поддержку инициатив граждан, местное самоуправление (46%) и охрану природы, экологии (42%), охрану материнства, родительства и детства, преодоление детской беспризорности (38%), охрану памятников истории и культуры (30%), здоровья населения (28%), благоустройство территорий (26%).

Сегодня около 56% опрошенных верят, что действующие в России НКО защищают права граждан, способствуют проявлению общественной инициативы, развитию гражданского общества. Около 50% - в то, что НКО содействуют решению острых социальных проблем, развитию социальной сферы. А вот в возможность контроля со стороны НКО над деятельностью государства пока особой веры нет. Лишь 36% опрошенных считают, что НКО помогают решать проблемы уровня местного самоуправления в области ЖКХ, благоустройства территорий, транспорта, торговли, и только 35% - в то, что НКО осуществляют независимый общественный контроль над деятельностью государственных органов.

Патерналистские установки в отношении государства сохраняются в массовом сознании россиян. Так, по мнению 14% российских интернет-пользователей, оказывать непосредственные услуги обществу и заниматься правозащитной деятельностью должны ... исключительно государственные учреждения, а некоммерческие организации (НКО) вообще не нужны. В общем же случае 33% опрошенных уверены, что именно государство должно вносить наибольший вклад в развитие гражданского общества, и только 2% готовы целиком положиться в этом вопросе на неправительственные, негосударственные организации, а 8% - на отдельных граждан и их неформальные объединения, инициативные группы. Наиболее же популярна среди российских интернет-пользователей позиция, которую разделяет 54% участников опроса, что государство и общественные организации должны действовать совместно как равноправные партнеры. Последнее означает, что для развития социальной базы НКО имеется существенный потенциал.

Конечно, перспективы НКО в России определяются не только их отношениями с государством, но и готовностью населения участвовать в деятельности общественных организаций. Однако за последние 5 лет у 80% российских интернет-пользователей такого стремления не обнаружилось. Правда лишь 17% среди них признались, что их в принципе не интересует общественная деятельность. И только 9% считают, что гражданам лучше решать свои проблемы с работодателями и государством без посредников в виде общественных организаций. В числе же главных препятствий были названы отсутствие общественных организаций, чья деятельность была бы интересна, которые решали бы актуальные проблемы (39%) и отсутствие информации о работе таких организаций (38%), невозможность участвовать в деятельности общественных организаций по личным, семейным причинам (27%), неверие в честность (21%) и эффективность (21%) таких организаций.

Subscribe (c)
Tags: НКО
Subscribe
promo eremkin_kub august 22, 2016 11:53 5
Buy for 100 tokens
Многие уже эту Ниву видели, начиная с МСЛ. Машину брал под нужны Велосамары на свои деньги (точнее занял деньги у одного очень хорошего человека). Но есть проблема с тем, что машина неукомплектованная. Необходимо: насос ножной (может даже электро); домкрат; балонник крестовой; трос;…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments