eremkin_kub (eremkin_kub) wrote,
eremkin_kub
eremkin_kub

Categories:

Аэродром, который похоронили

Оригинал взят у gregorko в Аэродром, который похоронили
31 января уже писал про похороны аэродрома в Смышляевке http://gregorkon.wordpress.com/2014/01/31/smyshl/, а теперь небольшая экскурсия по этому печальному месту
Оригинал взят у dave_bird в Место, где спят самолеты...
Недалеко от аэродрома "Смышляевка", в Самаре, находится учебная площадка Самарского государственного аэрокосмического университета ( бывш. КуАИ). Именно здесь студенты авиационных факультетов на практике смотрят, как устроен самолет. Именно здесь устроен авиационный "анатомический театр" для будущих авиконструкторов.
К самолетов (1)
Именно здесь есть очень интересные и легендарные машины. Я, и мой экскурсовод (с ним я познакомлю в конце поста) совершили беглый осмотр экспозиции. Беглый потому, что я припозднился, а солнце в ноябре садится быстро и непреклонно.


1. Ил 14м. Бортовой номер 06150. По классификации НАТО носит имя  Crate — «Клеть». Разработан в конце 40х годов прошлого века для замены устаревших Ли-2 и Ил-12.
В 1953 году самолет пошел в серию. По лицензии выпускался в ЧССР и ГДР.
К самолетов (2)

2. На фото модификация Ил-14м - экспортный вариант самолета. Он поставлялся в 31 страну мира и был рассчитан на 24 пассажира. На экспорт поставлено 119 Ил-14м. Всего же во всех странах, за все время было выпущено около 3500 машин.
К самолетов (3)

3. Ли-2. Советский военно-транспортный самолет, созданный на лицензионной базе Douglas DC-3. В закупке лицензии на DC-3 участвовал Туполев,а производство в подмосковном заводе №84 в Химках. Налаживал производство Мясищев, а когда его посадили дело продолжил Анатолий Сеньков. Выпускался в гражданской модификации ПС-84 (пассажирский самолет завода № 84) с 1940 года производство наладили в Казани на заводе 124. В 1942 Лисуновым была разработана военно-транспортная модификация ПС-84, которая и получила имя Ли-2.
К самолетов (4)

4. С 1942 по 1945 года в Ташкенте было произведено 2258 Ли-2. Самолет широко применялся во время Великой отечественной войны, в основном как бомбардировщик, но не была забыта и транспотно-десантная составляющая этой машины. Многие партизанские отряды ждали прилета Ли-2.
К самолетов (5)

5. Ан 14 " Пчелка" ботовой номер 81556. По классификации НАТО Clod - "Глыба". (Вот откуда спецы НАТО постоянно берут такие названия?) Машина разрабатывалась на замену Ан-2, но фактически заменить старого трудягу не смогла.
К самолетов (6)

6. Пчелка эксплуатировалась в основном в ВВС СССР как связной самолет. Самолет был очень неприхотлив как в эксплуатации, так и в пилотировании. Всего было выпущено 340 машин.
К самолетов (7)

7. Л 410 УВП (укороченный взлет и посадка) Самолет чешского производства. Поднялся в воздух в 1969 году. Сразу получил неофициальное имя - "Чебурашка"
К самолетов (8)

8. В начале оснащался 2мя ТВД Pratt & Whitney РТ6А-27 (2 х 715 л.с.). С 1979 года самолет был модернизирован в модификацию УВП. От предшествующих вариантов этот самолёт отличался удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и установкой ТВД Вальтер М 601 В (2 х 730 л.с.).
К самолетов (9)

9. Самолет широко эксплуатировался на местных воздушных линиях. Л-410 применялся для подготовки летчиков как в гражданских, так и в военных училищах дальней и военно-транспортной авиации.
К самолетов (10)

10. За все время к нам было поставлено почти 900 машин. В настоящее время предприятие Let Kunovice (Aircraft Industries), выпускающее Л-410 принадлежит Уральской горно-металлургической компании.
К самолетов (11)

11. Ту-144 Бортовой номер 77108 . Самолет легенда. Самолет мечта. Машина времени, обгоняющая солнце.
К самолетов (12)

12. Ту-144 был не просто сверхзвуковым самолетом, он был символом очередной победы социализма над капитализмом. И хотя «Конкорд» (британо-французский «суперсоник») был показан публике в конце 1967, а наш еще собирали на заводе, в воздух первым поднялся именно Ту-144. В соревновании сверхзвуковой гражданской авиации выиграл СССР, да и по вместимости он обгонял "Конкорд" на 50 человек.
К самолетов (13)

13. Этому предшествовало «жесткое» указание Политбюро ЦК КПСС – «…самолет должен подняться в воздух до конца 1968 года». Ту-144 оторвался от земли 31 декабря 1968 года, аккурат после обеда. Да-а это не олимпийские объекты в Сочи строить – и не задержишь и не сопрешь )))
К самолетов (14)
14. 5 июня 1969 года самолет стал первым в истории пассажирским лайнером, преодолевшим звуковой барьер. Произошло это на высоте 11 километров. Через год на высоте 16 километров Ту-144 преодолел рубеж в 2 Маха, развив 2150 километров в час. Внешняя обшивка нагрелась до 160 градусов Цельсия.
К самолетов (15)

15. Лайнер Туполева был самым умным самолетом того времени. Электроника могла самостоятельно выполнить весь цикл полета от взлета до касания полосы и помнила 100 маршрутов. Летчики хвалили самолет за удобство систем управления. У "Конкорда" авионика была капризной и нередко "приводилась в чувство" непосредственно перед полетом.
К самолетов (16)

16. Оба самолета – Ту-144 и «Конкорд» убила экономика. Наверное они обогнали свое время…
К самолетов (17)

17. Стоят на площадке трудяга Ан-12 и Як-42, уже слезла с них ливрея Аэрофлота…
К самолетов (18)

18. Ан-12. Не очень любимые мной НАТОвцы назвали его Cub – «Новичок», интересно почему? Это советский многоцелевой, военно-транспортный самолет, построенный по классической для КБ Антонова схеме – свободнонесущий моноплан с верхним крылом. Ан-12 имеет 4 ТВД Аи-20МК. Ан-12 это основной транспортный «трудяга» нашей и не только страны. Поднимал он до 20 тонн груза. В Афгане его называли «Черный тюльпан», на Ан-12 перевозили «груз 200»…
К самолетов (19)

19. Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel — «Верблюд», и снова эти Натовцы - ну вот где связь ?!?! ))) - первый советский реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки по техническим причинам полётов британского реактивного авилайнера Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. Ту-104 проектировался на основе ранее производимого дальнего бомбардировщика Ту-16. Всего было построено 201 машина, производство прекратили в 1960 году.
К самолетов (20)

20. Ну эту машину, я думаю, все вы знаете - Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless — «Беззаботный», на сленге советских пилотов — «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка») — трёхдвигательный реактивный пассажирский среднемагистральный самолёт. Разработан в 1960-х в СССР в КБ Туполева для замены Ту-104. На базе Ту-154 был создан первый в мире самолёт, двигатели которого работали на сжиженном газе – Ту-155 ( мечта ВВП и Газпрома? ;). Ту-154 стал самым массовым реактивным пассажирским самолетом в СССР. 19 февраля 2013 года на Самарском авиазаводе «Авиакор» был выпущен последний самолет с б\н 998.
К самолетов (21)
В эксплуатации на середину 2013 года осталось около 90 бортов, из них в следующих авиакомпаниях:
- UTair — 23 самолёта. (до конца 2014 года планируется вывести весь парк - Ту-154 из эксплуатации и заменить их Airbus 321).
- Алроса — 7 самолётов. (в скором будущем также планируется заменить на Boeing-737NG).
- Якутия — 4 машины.
- Газпромавиа — 4 самолёта.
- Авиакомпания Космос — 4 самолёта.
- Татарстан — 2 самолёта. (используются в качестве подменных бортов).


21. Ан-2 (по кодификации НАТО: Colt — «Жеребёнок», летчики называли «Кукурузник», «Аннушка») - советский лёгкий многоцелевой поршневой самолёт-биплан. Главный трудяга сельского хозяйства, и не только. «Фольксваген-Жук» от самолетной авиации. Сколько парашютистов шагнули в небо из его дверей ( ваш покорный слуга тоже сделал свои первые прыжки именно с этой машины)
К самолетов (22)

22. На 2012 год в мире эксплуатируется 2271 Ан-2; в России имеется 1580 самолётов Ан-2, из них 322 пригодны к эксплуатации.
Многие самолёты летают более 40 лет и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов – и ничего ! Летают! В настоящее время Ан-2 продолжает выпускаться в КНР, и кстати, занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как единственный самолет выпускающийся более 60 лет.
К самолетов (23)

23. Ми-2. Советский многоцелевой вертолет. Производился по лицензии в Польше. Два ТВД ГТД-350 (350 л.с.). Снимался в "Бондиаде", на нем летал "Мимино". Именно на нем в 1986 году я научился летать...
Всего было построено около 5500 вертолетов, из них в эксплуатации\консервации (по разным данным) находится около 1000 бортов. Были у него и недостатки (по личному опыту) - слабая тяговооруженность, проскальзывание муфты свободного хода турбины двигателя, что приводило к самовыключению движка по превышению оборотов. Но отказ одного двигателя не был чем то страшным - Ми-2 прекрасно летел и на одном двигателе и мог легко пилотироваться при полном отказе гидросистем. Одно слово - хороший вертолет. На нем выступали и продолжают выступать спортсмены-вертолетчики, и составляют серьезную конкуренцию в спорте другим спортсменам и вертолетам.
К самолетов (24)

24. Но наши братья украинцы с Запорожского завода "Мотор-Сич" "схитрили".
Вначале поставили на Ми-2 новый более мощный и компактный двигатель Аи-450м (465 л.с.). Обратите внимание на пустоту под капотом (нет осевого компрессора как в ГТД 350)
IMG_5440

25. А потом пошли дальше - модернизировали "старичка".
Появился совершенно новый современный вертолет, с гораздо лучшими характеристиками: Взлетная масса 4000 кг., грузоподъемность 1000кг., скорость 235 км\ч, потолок 4500м., дальность 550км без доп. баков.
IMG_8010

26. Этим вертолетом, на выставке Хелираша 2013 заинтересовался и сам Сикорский (на фото справа).
IMG_5429

27. Да и кабина с авионикой? Сами смотрите!
IMG_5448

28. А пассажирский салон?
IMG_5454
Младшего украинского брата легендарного Ми-2 теперь называют МСБ-2. Кстати! Найдите 5 внешних отличий с Ми-2 23 и 24е фотки ))) Кто угадает, тому печенька лично от меня )))

Что-то я увлекся - возвращаемся в ноябрьский закат. В место где спят самолеты...

29. М-8т. Это самый ухоженный борт на площадке. Вполне возможно его можно запускать (исходя из беглого осмотра).
Ми-8т оснащался 2мя двигателями ТВ2-177. Дальнейшая модификация Ми-8МТ - это уже принципиально другой вертолет. Двигатели другие - ТВ3-117 + ВСУ (итого 3 двигателя), другой редуктор, рулевой винт не справа, а слева, ну и соответственно другие характеристики.
К самолетов (25)

30. Ми-8т это знаковая машина в нашей, да и в мировой истории. Восьмерка это "фольксваген-жук" среди вертолетов мира. Это одна из самых распространенных и надежнейших машин мира. Ми-8т это первая машина длиннейшей плеяды "восьмерок", которые используются абсолютно везде. Их даже закупал Пентагон (Знаменитый Black Hawk плохо справлялся с Афганским высокогорьем ))). Все это говорит о том, насколько качественная машина получилась в 1960 году. Мало кто знает, но первая "восьмерка" имела не 2 двигателя а один АИ-24в. Этот вертолет назывался В-8. На следующем опытном образце В-8а уже стояли 2 ТВ2-117. В прошлом году на МВЗ им Миля был торжественно открыт памятник этому вертолету.
К самолетов (26)

31. "Калашный ряд" Эти машины уже отслужили свое. Их детали в аудиториях университета, или еще где...
К самолетов (27)

32. Таких вертолетов много, порядка 10 единиц. Судя по всему их притащили после списания из Смышляевского авиапредприятия, которое как раз эксплуатирует Ми-8.
К самолетов (28)

33. А это еще одно детище "Мотор-Сич" Ми-8МСБ. Вроде тот-же вертолет, но нет))) У него новые двигатели ТВ3-117 ВМА СБМ4Е, новый редуктор, мировой высотный рекорд - 8200м - вертолетчики, как это вам? ;)
Про экономию горючки и снижение эксплуатационных расходов я просто молчу. Собирают его в Белоруссии ... По ряду характеристик модернизированная Тшка побила МТВшку.
IMG_9251-2

34. Первый из знаменитых «горбатых» или «крокодилов» - Ми-24А.
По НАТОвской классификации он назывался HIND - «Лань», какое ласковое название, ему бы больше подошло имя «Лось», учитывая как этот вертолет может взламывать оборону противника. Выпускался в Арсеньеве.
Разработка началась в 1968 году, а в сентябре 1969 опытный образец уже поднялся в небо. Многие агрегаты и элементы были совместимы с Ми-8 и Ми-17, что резко повышало эффективность взаимной эксплуатации.
Ми-24 изначально создавался как «летающий танк». Очень многие элементы и агрегаты имеют бронирование. Кабина вертолета была герметичная, поэтому он мог выполнять свою задачу и в условиях зараженной местности.
К самолетов (29)

35. На фотографии сразу в глаза бросается кабина - вот такая тогда была на первых моделях непривычная "веранда". Начиная с модификации Ми-24Д кабина была заменена на привычную нам "тандемную", где летчик и оператор находятся в разных отсеках разделенных бронеперегородкой, что существенно повысило живучесть экипажа. Рулевой винт на первых Ми-24А располагался справа и был толкающий. На последующих модификациях Ми-24А и далее, рулевой винт находился слева (тянущий) – та же история с Ми-8Т и Ми-8 МТ (на фото как раз вертолет последней серии Ми-24А – винт слева). Перемещение винта на другую сторону изменяет направление его вращения и повышает его КПД, а это увеличивает запас по путевому управлению.
К самолетов (30)
Интересными и в чем-то необычными были и три конструкторских решения:
1. Фюзеляж вертолета «закручен» относительно вала несущего винта на пару градусов (все вертолеты одновинтовой схемы взлетают и висят немного боком, а 24ка отрывает все 3 колеса одновременно, и висит, с точки зрения экипажа ровно – это было необходимо для ведения огня в режиме висения).
2. Повернутый киль - в полете он компенсировал до 20% реактивного момента и соответственно увеличивал запас по путевому управлению.
3. Крылья, на которых располагается подвеска вооружения, создают подъемную силу ( до 25%). Особенно это чувствуется при выполнении вертикальных маневров, например «горки» или «боевого разворота». «Горбатый» просто «прыгает» ввысь и перегрузка может быть более 4х g – я сделал 3,8, за что и получил свою первую предпосылку – хулиган я был одним словом (((

35. Вооружение Ми-24:
На Ми-24А был установлен комплекс ПТУР «Фаланга» (ракеты управлялись вручную джойстиком, а команды ракете передавались по проводу, который тянула за собой ракета). В дальнейшем «Фалангу» (с модификации Ми-24В) заменила сверзвуковая ПТУР «Штурм-В» с комплексом наведения «Радуга-Ш». Штурм управлялся по радиоканалу и мог пробить до 40 см брони. Насколько помню стрельбы на полигоне летел он пару-тройку секунд, после этого башня танка взлетала в небо.)))
На Ми-24А пулемет был слабенький – «А-12,7» (одноствольный, калибра 12,7 мм, с простым калиматорным прицелом и ручками как на велике).
На следующих модификациях, начиная с Ми-24Д, уже стоял четырехствольный автоматический пулемет ЯКБ-12,7 (4500 выстр\мин, 12,7мм) и с баллистическим вычислителем. Управление пулеметом осуществлялось с помощью прицельной станции КПС-53АВ (прообраз современных «умных» шлемов). Крайняя модификация серии - Ми-24П была оснащена 2х ствольной 30мм пушкой ГШ-30К, для которой вообще поправки не надо было учитывать – прицелился по центру и попал ( сам проверял))))
К самолетов (31)
Кроме описанного, управляемого вооружения Ми-24 нес неуправлямые ракеты С-5, С-8, С-13 и С-24, бомбы до 500 кг, Универсальные пушечные контейнеры УПК ( набор пулеметов) или ГУВ (30мм гранотометов), мины.
В грузовую кабину помещалось 8 десантников. Остекление грузовой кабины откидывалось и из каждого окна могли стрелять Калашниковы или РПК. Чтобы десантура случайно не попала в свой вертолет автоматы и пулеметы крепились в специальных ложементах ограничивающих сектор стрельбы.
А теперь представьте себе это стреляющее «чудовище» с точки зрения противника ))) Причем одновременно могли стрелять и командир и оператор и бойцы из грузовой кабины, и еще все бронированное – жуть.
Но в Афгане с ним «справился» ПЗРК «Стингер», хотя в итоге и на него нашли управу.
Ну а финал развития Двадцатьчетверки – современный Ми-35.
Я уделил так много слов потому, что это моя любимая машина, именно на ней (Ми-24П) я учил курсантов летать. Наверное, это были лучшие годы моей жизни

36. Ми-6, по классификации НАТОвцев – «Hook» - советский тяжёлый многоцелевой вертолёт. Выпускался в Москве и Ростове. В серию пошел в 1959 году. И, как у нас водится, в те времена был самый грузоподъемный вертолет в мире.
К самолетов (32)

37. Теперь его место занял его младший брат – Ми-26. Во время попытки америкосов завоевать Афган именно Ми-26, авиакомпании «Вертикаль» вытаскивал из высокогорья разбившиеся «Чинуки», гордость Америки и Голивуда между прочим ))). Лично мне он (Ми-6) запомнился характерным «медленно-хлопающе-свистящим» звуком. Его лопасти вращались так медленно, что их можно было увидеть в полете.
К самолетов (33)

38. А это обещанный мной, в начале поста» главный экскурсовод. Зовут его совсем неоригинально – Шарик. Я пожалел, что не взял с собой колбаски, в следующий раз возьму обязательно. Мы с ним смотрели в одном направлении - с грустью... Он по колбаске, а я ...
К самолетов (34)
39. Пусть эти мирно спящие труженики неба учат будущих конструкторов уму-разуму. Пусть они впитывают здесь путь авиации, путь в небо...
К самолетов (35)
40. Уже настала ночь, и я прощаюсь с ветеранами... Надеюсь вам, как и мне, понравилось эта маленькая экскурсия.
К самолетов (36)
Если где ошибся - поправляйте.
P.S. Не могу я обойти боком эту прекрасную машину с бортовым номером 77108 - ведь у нее есть своя, личная история... О ней будет следующий рассказ.
К самолетов (37)


Tags: История, СГАУ
Subscribe
promo eremkin_kub август 22, 2016 11:53 5
Buy for 100 tokens
Многие уже эту Ниву видели, начиная с МСЛ. Машину брал под нужны Велосамары на свои деньги (точнее занял деньги у одного очень хорошего человека). Но есть проблема с тем, что машина неукомплектованная. Необходимо: насос ножной (может даже электро); домкрат; балонник крестовой; трос;…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment