eremkin_kub (eremkin_kub) wrote,
eremkin_kub
eremkin_kub

Categories:

Предложения по учету велосипедного движения в Тольятти

Оригинал взят у radomirkka в Предложения по учету велосипедного движения в Тольятти
Оригинал взят у burduh в Предложения по учету велосипедного движения в Концепции развития улично-дорожной сети


На прошедших в октябре слушаниях по Концепции развития улично-дорожной сети с учетом развития городского пассажирского транспорта, помимо прочего, поднимался вопрос учета велосипедного движения Тольятти при проектировании сети. Презентация, представленная велосипедистами на слушаниях, была краткой, но емкой.

Учитывая, что специалисты из Петербурга запросили предложения велосипедистов в концепцию, мы (хотя и запоздало) "разворачиваем" презентацию в текст, структурированный в соответствии с разделами проекта Концепции.

Разработчикам предлагается:

1. Дополнить раздел 1 Концепции разделом "Велосипедный транспорт в современной транспортной системы городского округа Тольятти"

2. Дополнить раздел 2 Концепции разделом "Разработка предложений по модернизации и развитию улично-дорожной сети и совершенствованию организации движения транспорта на улично-дорожной сети городского округа с учетом велосипедного транспорта"

3. При расчете социально-экономической эффективности Концепции учесть данные, приведенные в разделе "Данные для расчета эффективности мероприятий по развитию велодвижения".


1. Велосипедный транспорт в современной транспортной системы городского округа Тольятти

1.1. Велосипедный транспорт и природно-географические условия городского округа Тольятти

Для умеренно-континентального климата Тольятти характерна сухая, премущественно солнечная погода (примерно 285 дней в году). Длительность комфортного для массового катания сезона составляет около 200 дней (с середины апреля по конец октября).

Рельеф Тольятти различается между районами. Наиболее резкие перепады высот характерны для Комсомольского района, внутригородского лесного массива и спусков к набережной. Внутри Автозаводского и Центрального районов резкие перепады высоты отсутствуют.

Таким образом, существующие природно-географические условия благоприятны для использования велосипеда как транспортного средства в течение не менее половины года.

Велосипедный транспорт в Самарско-Тольяттинской агломерации

Для Самарско-Тольяттинской агломерации велосипедный транспорт также является одним из перспективных видов. Передвижение по территории природного центра агломерации - Самарской Луке и буферной зоне Средневолжского биосферного резервата - на велосипеде наносит меньший ущерб окружающей среде, а также позволяет делать доступными территории и достопримечательности, куда доступ иными видами транспорта затруднен или запрещен.

Населенные пункты Ставропольского района, близкие к Тольятти (Хрящевка, Ягодное, Приморский, Ташелка, Васильевка) также являются доступными для велосипедистов по природно-географическим условиям.

1.2. Велосипедный транспорт и планировочные особенности города

В рамках существующей улично-дорожной сети максимальная длина велосипедного маршрута между любыми двумя точками внутри одного района (без учета маршрутов в п. Поволжский, Федоровка, Загородный и т.п.) составляет не более 10 километров. Учитывая отсутствие препятствий в виде сложного рельефа, можно говорить о том, что максимальные затраты времени на перемещение между любыми двумя точками внутри одного района на велосипеде составляют не более 30 минут (при средней скорости движения 20 км/ч).

Подсчитанная аналогично максимальная продолжительность перемещений между наиболее удаленными точками районов (без учета использования маршрутов в лесном массиве) оценивается в 80-90 минут при той же средней скорости и с учетом особенностей рельефа. При этом, если анализировать расстояния только между Центральным и Комсомольским районами (без учета поселков и обособленных микрорайонов), максимальные затраты времени на перемещение между любыми двумя точками внутри одного района на велосипеде составляют не более 40 минут (при средней скорости движения 20 км/ч).

В случае, если при расчетах учитывать участки велосипедных и грунтовых дорожек внутри лесного массива, максимальная продолжительность составит около 70-80 минут.

Таким образом, затраты времени на передвижение при использовании велосипедного транспорта внутри районов, а также между Центральным и Комсомольским районами соответствуют рекомендуемым СНиП 2.07.-1-89.

В то же время протяженность и сложность веломаршрутов между Автозаводским и другими районами города, а также маршрутов в обособленные микрорайоны и поселки (Поволжский, Загородный, Федоровка, Шлюзовой и т.п.) препятствуют использованию велосипеда в качестве межрайонного транспорта в настоящее время.

1.3. Велосипедный транспорт и современное состояние улично-дорожной сети

Современное состояние улично-дорожной сети в районах Тольятти требует дополнительного обследования на возможность использования велосипедистами. Часть исследования была проведена в рамках формирования пакета предложений по развитию велодвижения в Тольятти и доступна как часть соответствующего картографического слоя. В целом, состояние дорожного покрытия на внутрирайонных территориях (кроме частного сектора Центрального района, промышленных зон, а также обособленных территорий поселков и микрорайонов) пригодно для использования велосипедного транспорта.

Следует отметить, что в городе практически отсутствует специализированная сеть велосипедной дорожной инфраструктуры (велосипедных дорожек, выделенных велосипедных полос) - см. карту. Таким образом, движение велосипедистов осуществляется по существующим автомобильным дорогам в соответствии с Правилами дорожного движения.

С другой стороны, необходимо отметить увеличение числа велопарковок и ремонтных мастерских за последние 5-7 лет. В настоящее время Автозаводский и Центральный районы Тольятти покрыты сетью специализированных велопарковок. Всего в городе насчитывается около 90 парковок, на которых доступно около 500 парковочных мест. Для уточнения данных целесообразно дополнительное обследование безопасности парковок (наличие системы видеонаблюдения, охраны).



Велопарковки Тольятти_анализ
Рис 1. Существующие велопарковки Тольятти

1.4. Велосипедный транспорт в системе дорожного движения

В настоящее время велосипед не интегрирован с другими видами транспорта. Перевозка велосипеда в крупногабаритном транспорте (троллейбус, автобус) разрешена за дополнительную плату. Устройства для перевозки велосипедов на легковом транспорте пока распространены слабо (около 5% владельцев транспортных средств использует эти устройства). Сеть перехватывающих велопрокатов в городе не создана. В велосезон регистрируется 1-2 дорожно-транспортных происшествия в неделю с участием велосипедистов.

1.5. Современное использование велосипеда в качестве транспортного средства в Тольятти

Официальный учет количества велосипедистов в Тольятти в настоящее время не ведется. По оценкам представителей велодвижения, в настоящее время около 20 000 тольяттинцев используют велосипед в течение велосезона не реже 1 раза в неделю. Разработаны и используются велосипедные маршруты на прилегающие к Тольятти территории, в национальный парк "Самарская Лука", на правый берег Волги.

В существующие государственные и муниципальные программы развития дорог и транспортной сети Тольятти велосипедный транспорт не включался никогда.


2. Разработка предложений по модернизации и развитию улично-дорожной сети и совершенствованию организации движения транспорта на улично-дорожной сети городского округа с учетом велосипедного транспорта

2.1. Общие подходы к включению велосипедного транспорта в систему городского транспортаВ последние годы заметно увеличилось количество личного автомобильного транспорта в системе городских перевозок. При этом выборочный анализ показывает, что не менее 60% поездок на личном транспорте производятся с целью доставки одного лишь водителя к месту назначения. Таким образом, происходит неэффективное использование дорожной сети, когда меньшинство пользователей личного автомобильного транспорта создает сложности для перемещения общественного транспорта и создает напряженную транспортную ситуацию. В то же время, существующая сеть общественного транспорта не способна удовлетворить индивидуальные потребности в оперативном перемещении.

Целью мероприятий по развитию велосипедного транспорта является уменьшение использования автомобильного транспорта для деловых поездок внутри районов города и рекреационных поездок за счет замены его на велосипедный транспорт.


2.2. Маршруты велосипедного транспорта

2.2.1. Маршруты велосипедного транспорта в Генеральном плане городского округа Тольятти до 2025 года
В утвержденном Генеральном плане развития Тольятти предусмотрено строительство и обустройство сети велосипедных дорожек в Тольятти общей протяженностью примерно 105 км на проектный период (до 2025 года)


2.2.2. Проект спортивно-туристического маршрута "Береговой" (на проектный срок)

STM_Beregovoi

В проекте (авторы - Степанова М., Павлова И.), представленном на 2 экономическом форуме "Тольятти - город будущего" в 2013 году, предлагается создать спортивно-туристический маршрут вдоль набережной Волги, соединяющий три района города. В маршруте предусмотрена сеть велодорожек.


2.2.3. Предложения по обустройству сети опорных веломаршрутов (до 2017 года)


На основе анализа существующих и перспективных маршрутов предлагается внедрить 4 опорных веломаршрута (см. карту) общей протяженностью около 110 км.



  1. Маршрут в Автозаводском районе связывает промышленную зону АвтоВАЗа с набережной и лесным массивом, проходит мимо ТРК «Вега», Дворца детского и юношеского творчества, УСК «Олимп». Очевидным недостатком маршрута является отсутствие участков, проходящих через «новые» кварталы района. Этот недостаток может быть устранен при реконструкции ул. 40 лет Победы.

  2. Маршрут в Комсомольском районе связывает наиболее населенную центральную часть района и дорогу из Центрального района с набережной.

  3. «Длинный» маршрут в Центральном районе связывает жилые кварталы с Северным промузлом, зоной кампуса, автовокзалом,  лесным массивом, ТЦ «Аэрохолл», спортивными и медицинскими учреждениями.

  4. «Короткий» маршрут в Центральном районе проходит через основные достопримечательности центра города (Центральная площадь, краеведческий музей, картинная галерея, Центральный Парк, ТРЦ «Космос», площадь Свободы, Молодежный бульвар, ул. Жилина, филармония, ДК «Тольятти», лесной массив).

    Предусмотрены также дорожки, связывающие районы города: Автозаводский и Центральный районы соединяются дорожками по обочине Южного и Автозаводского шоссе. Центральный и Комсомольский районы связываются при помощи существующей заброшенной велодорожки вдоль ул. Матросова (Комсомольская – Громовой).


    В настоящее время готовятся изменения в Правила дорожного движения, вводящие юридическую практику понятие "велосипедной полосы движения", позволяющие обозначить и обустроить данные маршруты в городском округе Тольятти.


Для обустройства маршрутов после принятия соответствующих изменений в правила требуется предусмотреть в бюджете городского округа Тольятти средства для нанесения разметки велополос.

Также требуется:

- предусмотреть средства для уборки/благоустройства дорог, а также велодорожек на всем протяжении веломаршрутов;

- предусмотреть в плане деятельности ответственных органов мэрии мероприятия по контролю чистоты дорог, входящих в веломаршруты (в частности, по уборке прибордюрной грязи – см. фото);

- осуществлять контроль и запретить (либо сделать очень дорогой) стоянку транспортных средств на велосипедных полосах в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Примерная годовая стоимость мероприятий по разметке велополос и установке знаков составляет около 500 тыс. рублей.


Веломарщруты


Рис 2. Предлагаемые к внедрению веломаршруты. Веломаршруты, предусмотренные Генеральным планом, обозначены зеленым цветом.


2.2.4. Другие предложения по развитию сети велодорожек (до 2025 года)


При разработке и реализации проектов благоустройства и развития территорий города (рекреационных зон, береговой зоны Куйбышевского и Саратовского водохранилища) предусмотреть  инфраструктуру для велосипедистов (дорожки, велополосы, велопарковки).

При разработке проекта лесоустройства, лесохозяйственного регламента Тольяттинского лесничества необходимо предусмотреть восстановление и устройство велодорожек в городских лесах с обязательным соблюдением норм природоохранного законодательства. При проведении реконструкции автомобильных дорог  (в частности, 40 лет Победы, ул. Офицерская) предусматривать велосипедные дорожки/полосы.При размещении решеток ливневой канализации (дождеприемников) следует обращать внимание на то, чтобы они не препятствовали движению велосипедов.

2.2.5. Развитие сети перехватывающих городских велопрокатов


Предлагается реализовать сеть сезонных городских велопрокатов для того, чтобы стимулировать использование велосипедов горожанами без приобретения их в собственность, а также стимулировать внутрирайонные перемещения. Предложения по развитию пилотной сети городских прокатов представлены на карте. Численность велосипедов на каждом прокате - 15-20 единиц. Примерная стоимость - 15 млн. рублей.


Велопрокаты

Рис 3. Предлагаемая сеть городских велопрокатов.

2.2.6. Устройство велопарковок у муниципальных учреждений образования


Для оптимизации внутриквартальных и внутрирайонных перемещений школьников обустраиваются велопарковки у муниципальных учреждений образования. Примерная стоимость 1,5 млн. рублей.


Школы_парковки


Рис 4. Предлагаемая сеть велопарковок у школ города.


3. Данные для расчета эффективности мероприятий по развитию велодвижения


Сумма средств на реализацию предложенных мероприятий составит примерно 17 миллионов рублей.


Прогнозируемое снижение поездок на личном автотранспорте - 1000 поездок в день, или примерно 200 000 поездок в год. Средняя продолжительность поездки (на автотранспорте) -10 минут, средняя протяженность маршрута 1 поездки - 7 км.

Эффективность будет достигнута за счет снижения выбросов в окружающую среду, уменьшения загруженности сети и сокращения времени на передвижение.
Tags: ВелоЖизнь, ВелоТольятти, Развитие Велоинфраструктуры
Subscribe
promo eremkin_kub august 22, 2016 11:53 5
Buy for 100 tokens
Многие уже эту Ниву видели, начиная с МСЛ. Машину брал под нужны Велосамары на свои деньги (точнее занял деньги у одного очень хорошего человека). Но есть проблема с тем, что машина неукомплектованная. Необходимо: насос ножной (может даже электро); домкрат; балонник крестовой; трос;…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment