Previous Entry Share Next Entry
Самарская огненная трагедия 1948 года.
eremkin_kub
Оригинал взят у chanych_85 в Самарская огненная трагедия 1948 года.
В продолжение предыдущего поста про Самарское городское кладбище. Есть там спрятанный за деревьями, неприметный обелиск из черного мрамора, с надписью - "Вечная память офицерам, сержантам и рядовым ВПО МВД погибшим 4 июля 1948 года при исполнении служебного долга по охране социалистической собственности". Установлен он на братской могиле, в которой похоронены девятнадцать огнеборцев, погибших в период тушения страшного пожара на Куйбышевской нефтебазе летом 1948 года.



Каждый год в один и тот же летний день у входа на городское кладбище Самары собирается множество красных пожарных машин и людей в форме. Спустя некоторое время кладбище и окрестности оглашают звуки пожарных сирен. Так самарские пожарные чтят память своих товарищей, которые более 65 лет назад ценой своих жизней спасли город Куйбышев (ныне Самара) от огненной катастрофы.

Куйбышевская нефтебаза до пожара. Фото - загадки истории
Удар небесного электричества
В то роковое воскресенье, 4 июля 1948 года, над городом с самого рассвета нависали тяжелые тучи. Временами они проливались на землю мелким дождем, а с началом светлого времени дня в ненастном небе то тут, то там стали мелькать яркие сполохи молний. Это атмосферное электричество и стало причиной трагедии, невиданной ранее для города.
Кульминация грозы пришлась примерно на 10 часов утра. В это время тучи накатили непосредственно на центральную часть Куйбышева, дождь лил как из ведра, а молнии в небе сверкали почти беспрерывно. А в 10 часов 25 минут с неба вдруг слетел сильнейший электрический разряд и ударил прямо в резервуар №18 с сырой нефтью, стоящий на перевалочной базе «Главнефтеснаба», на берегу реки Самары, примерно в том месте, где сейчас заканчиваются подъездные железнодорожные пути речного порта. Огромная емкость тут же превратилась в гигантский факел.

Современное фото. Взято отсюда
В то время стрелка реки Самары, где находилась нефтебаза, была застроена очень плотно - в основном одноэтажными деревянными домишками жилого поселка Щепновка. При этом расстояние от резервуаров до ближайших строений не превышало 70-80 метров. Неудивительно, что в середине дня, когда после нефтяного выброса на Щепновку перекинулся огонь с нефтебазы, сильный ветер сразу же понес его от дома к дому.

На пути огненной стихии
Уже в 10 часов 35 минут к месту происшествия первыми прибыли шесть автомашин из 1-й и 2-й городских пожарных команд. Руководство тушением принял на себя оперативный дежурный по управлению капитан Сергей Тельки. Как старший по должности, он приказал объявить по городу пожарную тревогу №4 - в то время высшей категории опасности. А еще по его распоряжению немедленно началась эвакуация персонала, женщин и детей из родильного дома, что был расположен на противоположном берегу Самары, на территории нынешнего Куйбышевского района. В то утро Сергей Иванович еще не знал, что это воскресенье будет последним днем в его жизни.

Современное фото. Взято отсюда

На место происшествия стали быстро съезжаться имеющиеся в наличии силы пожарных со всей Куйбышевской области. В 11 часов 15 минут сюда прибыл начальник областного управления пожарной охраны полковник Константин Иванов. Ему было достаточно всего нескольких секунд, чтобы мгновенно оценить обстановку и понять: самое трудное в сегодняшней борьбе с огненной стихией еще впереди. Интуиция его не подвела: через несколько часов в ходе тушения этого пожара на берегу реки разыгралась трагедия, одна из самых страшных в истории Среднего Поволжья и унесшая жизни нескольких десятков человек.
Нужно отметить, что Куйбышевская перевалочная нефтебаза была построена еще в дореволюционное время, и к 1948 году противопожарным и техническим нормам она уже давно не соответствовала. О происшествии немедленно были поставлены в известность первые городские и областные советские и партийные руководители. Но пока в обкоме и горкоме КПСС совещались, пожарные продолжали наращивать свои силы в районе бедствия.
В 11 часов 05 минут на место происшествия прибыли еще семь пожарных автомашин с общей численностью экипажей 62 человека, по железнодорожной ветке со станции Куйбышев подъехал специальный пожарный поезд, а со стороны реки подошел пожарный пароход «Чапаевец». Через полчаса на помощь огнеборцам сюда же прибыл совместный отряд работников нефтебазы и речного флота, а еще через некоторое время - около 50 курсантов подготовительной авиационно-морской школы. К 14 часам 4 июля в схватке со стихией на стрелке рек Волги и Самары участвовали в общей сложности около 300 человек.

Горели земля, река и небо
На пылающую емкость влезли бойцы с четырьмя стволами, дающими так называемую воздушно-механическую пену. Именно в этот момент ситуация на нефтебазе неожиданно и очень быстро переросла в катастрофическую. Сначала работавшие около пылающих резервуаров бойцы услышали нарастающий гул, который тут же перешел в глухие, но явственные удары, доносящиеся изнутри горящих стальных конструкций. А еще через мгновение не только резервуары №16, 17, 18 и 19, но и все залитое нефтью пространство вокруг них слились в одну сплошную пылающую лавину. Стрелки на циферблате показывали 14 часов 40 минут.
От высокой температуры вода, скопившаяся под слоем нефти, быстро разогрелась до кипения - и паровая подушка, постепенно набрав силу, в один момент с силой подбросила вверх все содержимое резервуара №17 вместе с его громадной стальной крышкой. Вслед за этим по всему берегу реки и прилегающим к нефтебазе городским кварталам со скоростью курьерского поезда пронеслась огненная волна, которая накрыла собой все, что только встретилось на ее пути.

Современное фото. Взято отсюда

Самое страшное, что в зоне сплошного огня в тот момент оказалось до полусотни человек. В частности, огненная лава накрыла баркас «Саратовец», который в момент выброса находился довольно далеко от очага пожара. Из всей команды, находящейся в тот момент на борту баркаса, спаслись лишь капитан Золотенков и механик Лавров, сброшенные в воду ударной волной, а также находившийся внутри судна кочегар Бессольцев, которого от неминуемой смерти уберегли трюмные перегородки. А вот помощник механика баркаса Касимов и члены семей экипажа, в тот момент оказавшиеся на палубе судна, в считанные секунды сгорели заживо. Среди них оказались жены Касимова и Лаврова, 6-месячный ребенок Лавровых и полуторагодовалый ребенок капитана баркаса Золотенкова.

В сплошном огненном море горело все, что находилось на расстоянии 60 метров от нефтебазы в сторону города, и на расстоянии 100 метров - в сторону реки. На отдельных участках пылающий выброс даже достиг противоположного берега реки Самары, задев своим огненным языком несколько человек. При этом многие очевидцы тогда рассказывали, что в момент катастрофы пылали не только земля, но и сама река, поскольку по поверхности воды разлилась нефтяная плёнка.

Первыми в бушующем пламени погибли те пожарные подразделения, что вели борьбу с огнем в непосредственной близости от вскипевшего резервуара, в том числе 29-летний капитан Сергей Тельки и 24-летняя Раиса Куликова, техник-лейтенант внутренней службы, заместитель начальника 4-й Отдельной военизированной пожарной команды. В то время она была единственной в стране женщиной, дослужившейся до столь высокой офицерской должности в пожарной охране.

Таких пожаров раньше не было
Огненную стихию удалось укротить лишь на следующий день, когда к месту происшествия подтянулись резервы пожаротушения из Ставрополя, Сызрани, Чапаевска, а также из некоторых соседних регионов. Окончательно пожар на перевалочной нефтебазе был ликвидирован долько к 10 часам 10 минутам утра 5 июля 1948 года. Впоследствии при разборе места катастрофы были найдены обгоревшие останки 35 человек, в том числе пожарных, работников нефтебазы и речного флота.



Сгоревшие нефтяные резервуары. Фото с Историческая Самара.рф

Расследованием причин трагедии занималась правительственная комиссия. Все специалисты сходились во мнении, что трагедий такого масштаба не было ни разу не только в Куйбышеве, но и во всей нашей стране за всю историю добычи и использования нефти. К тому моменту в СССР еще ни разу не было случаев возгорания столь гигантского объема нефтепродуктов, и с выбросами горящей нефти из резервуаров советские пожарные до этого тоже ни разу не сталкивались.

Июльская трагедия 1948 года нанесла немалый экономический ущерб городу Куйбышеву. Не говоря уже об ужасной гибели 35 человек, с лица земли практически полностью оказались стертыми та самая злополучная перевалочная нефтебаза с 7964 тоннами нефтепродуктов, другие здания и строения. Пламя полностью уничтожило прилегающий к нефтебазе поселок Щепновка. Общий убыток от пожара составил 1 346 619 рублей (в ценах того времени).





Останки погибших в период тушения пожара 19 бойцов и командиров пожарной охраны были захоронены в братской могиле на городском центральном кладбище. Похороны были проведены организованно, с воинскими почестями, при огромном стечении народа. Отдельно похоронили 16 гражданских жертв этого катастрофического пожара, проходящих по спискам других организаций и ведомств.

Похороны жертв пожара. Фото с Историческая Самара.рф

Боевыми орденами и медалями были награждены 57 человек из числа наиболее отличившихся участников ликвидации катастрофы на нефтеперевалочной базе в Куйбышеве, из них 13 человек - посмертно.

Открытие памятника жертвам пожара. Фото с Историческая Самара.рф
Текст с сайта "загадки истории", автор - Валерий ЕРОФЕЕВ



?

Log in

No account? Create an account